С начала года одной из наиболее обсуждаемых тем стало планируемое введение перестраховочного пула и параллельная остановка системы Е-Гарант. Как и в случае с любой громкой новостью, в информационном поле появляются порой весьма противоречивые сообщения. Save24 поможет вам отделить правду от заблуждений и поделится своей перспективой на то, как будет развиваться рынок страхования в новых условиях.
Наименее желанными на рынке автострахования всегда были (и до сих пор являются) «несегментные» клиенты — водители без стажа, с дорогими и/или редкими автомобилями, таксисты, владельцы грузовиков. По закону им всем необходим полис ОСАГО. В случае его отсутствия водителя ждут штрафы и возмещение ущерба после ДТП из собственного кармана.
Для страховых компаний такие клиенты — основная группа риска. Они часто становятся виновниками ДТП, и в каждом таком случае страховщик отдает свои средства на оплату ремонта. При этом размер выплат по ОСАГО кратно выше максимальной стоимости одного полиса. В этой ситуации и возник основной конфликт интересов:
Владельцу автомобиля по закону необходим полис ОСАГО. | Страховые компании не хотят работать с водителями из группы риска. |
Решением этой проблемы должна была стать система Е-Гарант, знакомая сегодня каждому агенту. Она должна была объединить все страховые компании и обеспечить возможность покупки полиса ОСАГО для каждого водителя. Принцип работы у «Е-Гарант» был предельно прост:
1. Каждая страховая компания получала квоты, которые зависели от ее доли на рынке. На них приходилась доля несегментных клиентов. 2. Водитель из «группы риска» заходил в Е-Гарант и заполнял свои данные. 3. Система проверяла доступные квоты и предлагала выбрать из доступных страховых компаний. 4. В результате страховщик получал клиента с высоким риском, которому не мог отказать в выдаче полиса. |
Водители могли купить полис ОСАГО только по максимальной цене. При этом квоты крупных и надежных страховых компаний разлетались с огромной скоростью и получить их было крайне сложно.
Работала ли система «Е-Гарант» на практике? Да, ведь водители из «группы риска» получали свои полисы ОСАГО. При этом система Е-Гарант не решала вторую проблему: она не давала страховщикам мотивации для работы с несегментом. Вместо этого она только добавляла новые обязательства. На практике все участники рынка имели свои претензии к Е-Гарант:
Тем не менее Е-Гарант работала с 2017 года и только к 2022 возникла необходимость в поиске альтернативы. Так появилась идея перестраховочного пула.
Это денежная масса, которая формируется из взносов всех страховых компаний на рынке. Из нее будут производиться выплаты по всем страховым случаям. Однако в его работе есть нюансы. Давайте разберем примеры двух водителей разных автомобилей, которым нужно купить полис ОСАГО:
Владимир Водительский стаж: 20 лет Автомобиль: Отечественный возрастом менее 1 года За последний год ДТП не было |
|
Евгений Водительский стаж: 2 года Автомобиль: иномарка возрастом 5 лет За последний год стал виновником 3 ДТП |
|
Евгений и Владимир приходят в одну и ту же страховую компанию, которая изучает их данные и выдает два полиса. |
|||
Владимир — клиент с низким риском для страховщика, поэтому компания оставляет его на своем балансе. |
Евгений — достаточно «рискованный» клиент, поэтому компания передает его в перестраховочный пул. |
||
Страховщик забирает себе всю прибыль от продажи полиса Владимиру. |
Страховщик оставляет себе только 23% от выручки с продажи полиса Евгению, а остальные 77% передает в перестраховочный пул. |
||
Если Владимир попадет в ДТП, компания компенсирует ущерб из своего бюджета. |
Если Евгений попадет в ДТП, сумма на выплаты по ОСАГО будет взята из перестраховочного пула. |
Важно указать еще два момента:
1. Каждая страховая компания будет выплачивать взносы в перестраховочный пул. Их размер будет зависеть от доли страховщика на рынке.
2. Отрицательный результат перестраховочной емкости будут покрывать страховщики ОСАГО пропорционально их доле на рынке.
Изменения будут достаточно серьезными и коснутся всех участников рынка:
У страховых компаний появится инициатива работать с клиентами, которых раньше считали несегментом, ведь страховщик в любом случае останется в плюсе:
Е-Гарант |
Перестраховочный пул |
|
Условия |
Несегментный клиент остается на балансе страховой компании |
Несегментный клиент отправляется в перестраховочный пул |
Выручка |
100% от продажи полиса |
23% от продажи полиса |
Потенциальные потери |
100% от суммы компенсации по полису |
Никаких. При наступлении страхового случая сумма берется из страхового пула и фактически делится между всеми участниками. |
Агентам станет проще работать, так как процент несегмента будет сведен к минимуму. В результате:
Покупатели заметят, что теперь страховые более охотно выдают им полисы ОСАГО.
Вопрос первый: как страховщики будут выплачивать вознаграждение агентам за клиентов, которых отправят в перестраховочный пул?
Отвечаем: условия будут определять сами страховые компании. Скорее всего КВ по таким сделкам будет минимальным или его не будет совсем.
Вопрос второй: несегмент исчезнет полностью? Неужели все будут страховать всех?
Отвечаем: каждая компания будет самостоятельно определять, сколько несегментных клиентов она отправит в перестраховочный пул. С одной стороны страховщик должен «отбить» затраты на взносы, с другой — не увеличить свою долю слишком сильно. В целом все компании станут более лояльными к покупателям полисов.
Вопрос третий: введение перестраховочного пула повлияет на стоимость полисов?
Отвечаем: это возможно, но основным фактором ценообразования введение пула не станет. На стоимость полисов ОСАГО в большей степени будут влиять изменения тарифных коридоров и политика самых страхователей.